Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №31 Невского района Санкт-Петербурга
|
|
---|
3
июня
2020
|
Теоретический материал по решению педагогических конфликтных ситуаций в системе «учитель-ученик»
При подготовке данного материала использованы следующие источники:
1. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. — М., 1991.
2. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- М., 2001г.
1. Педагогические конфликты.
Теоретический материал сопровождается презентацией
Работа с педагогическими ситуациями – настоящая исследовательская деятельность, имеющая свою внутреннюю логику. Как и психологическое исследование, анализ педагогических ситуаций должен опираться на фундаментальные (базовые) понятия о личности и коллективе, затем на рабочие понятия, а далее на такие характеристики личности и коллектива (вытекающие из базовых и рабочих понятий), которые поддаются наблюдению и измерению.
В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так.
В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его конкретного поступка, действия в школе.
В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.
С.М. Годник, отмечая сигнальный характер острых педагогических ситуаций, пишет, что если ученик по отношению к учителю бросил вызов, значит у него есть на это пока непонятная потребность. Ученик – как барометр, и надо быстрее реагировать на детский сигнал… И еще – всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п.
Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от «милости» учеников.
Предложенный ниже перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует практическую цель ориентировать учителей в многообразных школьных ситуациях и конфликтах.
Некоторые особенности педагогических конфликтов.
Среди них можно отметить следующие:
— профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;
— участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;
— разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;
— различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;
— присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
— профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
. — всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;
— конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов
Причины конфликтов.
Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками. -
В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.
Приведем некоторые из причин конфликтов, которые уже встречаются в школе:
— малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;
— свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;
— учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);
— оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
— учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;
— немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;
— личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.). Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.
Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений
Причиной многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают многие учителя.
2. Решение конфликтных ситуаций.
Погасить конфликт — это значит перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.
А.С. Чернышев в книге «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций» считает целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения.
Есть два способа воздействия на человека – прямой и косвенный, опосредованный.
Более эффективный способ – второй. Смысл его в том, что через возбуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека от него можно добиться большего.
Можно рекомендовать следующие формы совместной деятельности на практических и лабораторных занятиях: парная работа в микрогруппах, комментирование устных ответов и рецензирование письменных работ с последующим их обсуждением в группе.
Преподаватель должен настроить группу на активный творческий коллективный поиск.
Воздействие на личность школьника в конфликтной ситуации.
Чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей учителю целесообразно использовать следующие правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации.
Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае «… не бранитесь и не раздражайтесь» (Адамецкий). Подростковая и юношеская аудитория ценит спокойствие, «величавую медлительность» и юмор педагогов в напряженных ситуациях.
«Факт незамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит первые сомнения в сознание остальных учащихся относительно их позиции – кого поддержать: учителя или ученика?
Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке.
Способность учителя применить юмор в конкретной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело.
1
июня
2020
|
1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
1
июня
2020
|
Российские и региональные административные информационные ресурсы
https://edu.gov.ru/ – сайт Министерства образования РФ
https://kodeks.ru/–информационно–правовой сервер
Каталоги образовательных ресурсов
http://www.school.holm.ru–«Школьный мир»
http://edu.irk.ru/russia–ссылки на Российские образовательные Интернет–ресурсы
http://www.school.edu.ru–Российский общеобразовательный портал
http://www.km.ru/–мультипортал KM.RU
http://www.vschool.km.ru/–Виртуальная школа KM.ru
https://edu-nnov.ru/–«Образование в Нижегородской области» (Волго–Вятский филиал Инновационного центра ВШ)
Мультимедиа–ресурсы
http://pix.com.ua – коллекция высококачественных фотографий классифицированных по разделам (33000 фото)
http://www.corbis.com/ – сайт компании «Corbis», занимающейся профессиональной фотографией
Для родителей
https://растимдетей.рф/ – Навигатор для современных родителей "Растим детей"
http://умксипр.рф/ – Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
https://zhit-vmeste.ru/ – Информационно-аналитический портал государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
Электронные библиотеки
http://www.km.ru/literature – электронная библиотека LIB.KM.ru
http://www.kulichki.com/moshkow –библиотека Максима Мошкова
https://www.msu.ru/libraries/ – научная библиотека МГУ
http://www.nlr.ru/–Российская национальная библиотека (г. Санкт–Петербург)
http://cl.ru/–Централизованная библиотечная система «Киевская» (г. Москва)
http://www.gpntb.ru/–Государственная публичная научно–техническая библиотека России
Виртуальные музеи
http://www.museum.ru/– портал «Музеи России»
http://www.hermitage.ru/–Государственный ЭРМИТАЖ
http://www.darwin.museum.ru/–Государственный Дарвиновский музей
http://www.artmuseum.r52.ru/–Нижегородский государственный художественный музей
Энциклопедии
http://www.krugosvet.ru/–«Энциклопедия Кольера»
https://megabook.ru/–Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий»
http://www.niro.nnov.ru/ - Нижегородский институт развития образования
http://www.1september.ru/ - Статьи педагогов и ученых по темам школьной программы. Материалы ученикам для подготовки к экзаменам и олимпиадам.
http://www.priroda.ru/ - Полная информация о природных ресурсах всех регионов РФ. Флора, фауна,охраняемые территории. Коллекция ссылок на материалы, посвященные науке и образованию. Региональные и мировые новости. Юридическая консультация.Государственное управление сферой охраны природы. Атлас тематических карт.
http://azps.ru/index.html - Психология для специалистов и интересующихся: тесты (личностные,профориентационные, тесты способностей, тесты для детей, семейные и пр.), тренинги для детей и родителей, популярные статьи по психологии, психологический словарь, классификации. Вся психология в тезисах. Психотерапия:обзор различных школ. Профориентация: профессиограммы, выбор профессии. Теория и практика политической психологии. Секреты психологического тестирования. Раздел о раннем развитии детей.
http://www.psi.lib.ru/ - Авторские тексты статей и публикаций; тесты; советы психологов по воспитанию детей. Методики проведения тестов, игр.
http://www.7ya.ru/pub/script-ny/ - Сценарии новогодних семейных игр, утренников и праздников.
http://www.nachalka.com/ Этот сайт для детей - это безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками. Родители здесь же обмениваются опытом по воспитанию чад, консультируются с учителями, больше узнают о собственных детях. Учителям тоже интересно пообщаться друг с другом «на нейтральной территории». Ресурс задуман как «площадка, свободная от начальников всех рангов и калибров, от чинов и званий, кроме одного звания - учитель».
http://www.gramota.ru/Справочно-информационный портал «Русский язык для всех». В разделе «Класс» представлены интерактивные диктанты, есть онлайн-репетитор, а также справочники, словари и форум.
http://www.gramma.ru/ Полезный ресурс, функционирующий в рамках портала «Русское слово». В разделе «Экзамены» есть учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, требования к сочинениям и рефератам, планы и примеры лингвистического разбора текста.
http://www.litera.ru/ По этому адресу вы обнаружите сервер «Литература», который объединяет информацию о лучших литературных ресурсах Рунета: электронных библиотеках, рецензиях на книжные новинки, литературных конкурсах и многом другом.
http://www.biblioguide.ru/Проект Российской государственной детской библиотеки «Книги и дети». На сайте размещены биографии и библиографии детских писателей, рекомендуемые списки литературы, обзоры и анонсы новинок. В разделе «Осторожно, kNiГa!» появляются предостережения по поводу «третьесортных» или даже опасных для детской психики литературных произведений.
http://www.philology.ru/Это русский филологический портал, работающий при поддержке российско-французского Центра прикладных лингвистических исследований. http://www.ayguo.com/ На этом сайте размещены аудиозаписи текстов произведений русской классики в форматах МРЗ и RealAudio, предназначенные для свободного некоммерческого использования.
http://history.rin.ru/Страницы истории и занимательные исторические факты. Материал здесь структурирован в соответствии с эпохами, а также может быть представлен в режиме «Календаря».
http://www.istorya.ru/Всё или почти всё о всемирной истории и истории России. На сайте имеются карты, хронологические таблицы, материалы для подготовки к экзаменам.
www.magister.msk.ru/ Классические материалы для изучения русской истории. На сайте представлены работы Карамзина, Ключевского, Костомарова, Соловьева, Татищева и др.
http://www.allmath.ru/Математический портал. Название дано ему небезосновательно - здесь найдется практически любой материал по математическим дисциплинам.
http://www.bymath.net/Средняя математическая интернет-школа. На этом ресурсе в форме онлайновых уроков представлены все материалы по элементарной математике.
http://game.fizmatclass.ru Здесь размещена математическая онлайн-игра, основанная на задачах вступительных экзаменов на механико-математический и физический факультеты, а также на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ.
ttp://www.fizmir.org/ Образовательный портал «Мир физики» (аналогичный упомянутым выше порталам по алгебре). Сайт создан, чтобы сделать всем пользователям сети доступной любую информацию по физике. http://www.afportal.ru/«Астрофизический портал», где размещены задачники и решебники по физике, представлены методика подготовки к разноуровневым олимпиадам и другие материалы по физике и астрономии
http://www.alhimik.ru/ Сайт для будущих химиков и не химиков. Советы абитуриентам и обширный химический справочник соседствуют с «Химической всячиной», «Химией на каждый день» и детскими сказками.
http://www.alhimikov.net/ Школьникам наверняка понравятся размещенные здесь развернутая периодическая система элементов, алгоритмы решения задач, доступная классификация и номенклатура химических веществ, занимательные опыты.
http://www.ebio.ru/ Электронный учебник биологии. Досадные орфографические ошибки не умаляют ценности его основных разделов - «Ботаника», «Зоология», «Человек», «Общая биология» и «Экология».
http://www.sbio.info/ Так называемое интернет - биосообщество, на сайте которого опубликован ряд полезных и интересных учебных материалов по биологии и экологии.
1
июня
2020
|
Рабочие тетради к учебнику "Чтение и развитие речи 1 класс"
Авторы: Н.Е.Граш, Н.В.Мишина, Н.В.Мирошниченко
1
июня
2020
|
Основы религиозных культур и светской этики - ОРКСЭ
Род. собрание - выбор модуля ОРКСЭ.ppt
I. ОРКСЭ: цели, задачи, выбор модуля.
- Положение о регламенте организации и преподавания курса ОРКСЭ
- Информация о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
- Регламент выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
- Письмо КО по ОРКСЭ
II. Материалы дял родителей по отдельным урокам, темам.
- Кроссворд по предмету "История мировых религий (ИМР)" на тему: "Религия"
- Презентация урока "Понятие добра и зла" Антонова Т.В.
- Презентация урока "История религий в России" Никитина С.П.
- Презентация урока "Свобода и ответственность" Козырева И.В.
- Урок ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур «Праздники и календари»
Выбор модуля учебного курса ОРКСЭ - http://webpelikan.ru/