Теоретический материал по решению педагогических конфликтных ситуаций в системе «учитель-ученик»
При подготовке данного материала использованы следующие источники:
1. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. — М., 1991.
2. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- М., 2001г.
1. Педагогические конфликты.
Теоретический материал сопровождается презентацией
Работа с педагогическими ситуациями – настоящая исследовательская деятельность, имеющая свою внутреннюю логику. Как и психологическое исследование, анализ педагогических ситуаций должен опираться на фундаментальные (базовые) понятия о личности и коллективе, затем на рабочие понятия, а далее на такие характеристики личности и коллектива (вытекающие из базовых и рабочих понятий), которые поддаются наблюдению и измерению.
В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так.
В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его конкретного поступка, действия в школе.
В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.
С.М. Годник, отмечая сигнальный характер острых педагогических ситуаций, пишет, что если ученик по отношению к учителю бросил вызов, значит у него есть на это пока непонятная потребность. Ученик – как барометр, и надо быстрее реагировать на детский сигнал… И еще – всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п.
Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от «милости» учеников.
Предложенный ниже перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует практическую цель ориентировать учителей в многообразных школьных ситуациях и конфликтах.
Некоторые особенности педагогических конфликтов.
Среди них можно отметить следующие:
— профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;
— участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;
— разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;
— различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;
— присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
— профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
. — всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;
— конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов
Причины конфликтов.
Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками. -
В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.
Приведем некоторые из причин конфликтов, которые уже встречаются в школе:
— малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;
— свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;
— учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);
— оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
— учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;
— немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;
— личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.). Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.
Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений
Причиной многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают многие учителя.
2. Решение конфликтных ситуаций.
Погасить конфликт — это значит перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.
А.С. Чернышев в книге «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций» считает целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения.
Есть два способа воздействия на человека – прямой и косвенный, опосредованный.
Более эффективный способ – второй. Смысл его в том, что через возбуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека от него можно добиться большего.
Можно рекомендовать следующие формы совместной деятельности на практических и лабораторных занятиях: парная работа в микрогруппах, комментирование устных ответов и рецензирование письменных работ с последующим их обсуждением в группе.
Преподаватель должен настроить группу на активный творческий коллективный поиск.
Воздействие на личность школьника в конфликтной ситуации.
Чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей учителю целесообразно использовать следующие правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации.
Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае «… не бранитесь и не раздражайтесь» (Адамецкий). Подростковая и юношеская аудитория ценит спокойствие, «величавую медлительность» и юмор педагогов в напряженных ситуациях.
«Факт незамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит первые сомнения в сознание остальных учащихся относительно их позиции – кого поддержать: учителя или ученика?
Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке.
Способность учителя применить юмор в конкретной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело.